Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Анатолий Мариенгоф: лучший друг Есенина жил в Пензе. Часть 2

23 Августа 2016

Полина Елистратова

11-го сентября 2015-го года в нашем городе в рамках гуманитарного форума «Поиск провинции» на здании по адресу Московская, 34 была открыта мемориальная доска поэту-имажинисту, теоретику искусства, прозаику, драматургу и мемуаристу Анатолию Мариенгофу. В этом доме в начале двадцатого века располагалась Пономаревская гимназия, в которой в 1913-1916 годах учился легендарный денди двадцатого века и тот, чье влияние сделало из разгильдяя Сергея Есенина поражающего своим лоском модника. О непростой судьбе одного из создателей имажинизма и друга поэта-хулигана читайте на «Пенза-Онлайн».



После трагической гибели отца Анатолий Мариенгоф навсегда покинул Пензу и переехал в Москву, где некоторое время жил у своего близкого родственника.

«Первые недели я жил в Москве у своего двоюродного брата Бориса (по-семейному Боб) во 2-м Доме Советов (гост. «Метрополь») и был преисполнен необычайной гордости.

Еще бы: при входе на панели матрос с винтовкой, за столиком в вестибюле выдает пропуска красногвардеец с браунингом, отбирают пропуска два красноармейца с пулеметными лентами через плечо. Красноармейцы походили на буров, а гостиница первого разряда на таинственный Трансвааль. Должен сознаться, что я даже был несколько огорчен, когда чай в номер внесло мирное существо в белом кружевном фартучке».

В Москве Мариенгоф случайно показал свои стихи главному редактору «Правды» Николаю Бухарину. Тому стихи не понравились, но он разглядел талант в молодом человеке и устроил его литературным секретарем издательства ВЦИК. Вскоре в издательстве произошла встреча Мариенгофа с Есениным.

«Меня кто-то легонько тронул за плечо:

– Скажите, товарищ, могу я пройти к заведующему издательством Константину Степановичу Еремееву?

Передо мной стоял паренек в светлой синей поддевке. Под синей поддевкой белая шелковая рубашка. Волосы волнистые, желтые, с золотым отблеском. Большой завиток как будто небрежно (но очень нарочно) падал на лоб. Завиток придавал ему схожесть с молоденьким хорошеньким парикмахером из провинции. И только голубые глаза (не очень большие и не очень красивые) делали лицо умнее – и завитка, и синей поддевочки, и вышитого, как русское полотенце, ворота шелковой рубашки.

– Скажите товарищу Еремееву, что его спрашивает Сергей Есенин».

Тесная дружба связала Мариенгофа с Есениным. Позже Анатолий познакомился с Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Так оформилась группа имажинистов, заявивших о себе «Декларацией», опубликованной в январе 1919-го года в воронежском журнале «Сирена».

«Каждый день, часов около двух, приходил Есенин ко мне в издательство и, садясь около, клал на стол, заваленный рукописями, желтый тюречок с солеными огурцами. Из тюречка на стол бежали струйки рассола.

В зубах хрустело огуречное зеленое мясо, и сочился соленый сок, расползаясь фиолетовыми пятнами по рукописным страничкам. Есенин поучал:

– Так, с бухты-барахты, не след идти в русскую литературу. Искусную надо вести игру в тончайшую политику.

И тыкал в меня пальцем:

– Трудно тебе будет, Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности?».

Справка «Пенза-Онлайн»: имажинизм –литературное направление в русской поэзии двадцатого века, создатели и представители которого заявляли, что цель творчества любого художника состоит в создании образа. Основным выразительным средством имажинистов стала метафора или цепи метафор, то есть, два элемента образа – прямого и переносного. Для имажинизма характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль имажинизма оказал влияние русский футуризм. Точкой отсчета в истории имажинизма считается 1918-й год, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». В 1919-1925-м годах имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве: имажинистами устраивались творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журналы, было создано издательство «Имажинисты». Имажинизм фактически распался в 1925-м году.

Осенью 1919-го года Мариенгоф и Есенин поселились вместе, на несколько лет став практически неразлучными. Они вместе путешествовали по стране, побывали в Петрограде, Харькове, Ростове-на-Дону, на Кавказе. В печати они публиковали письма друг другу, которые вызывали негодование критиков. Есенин посвятил Мариенгофу стихи «Я последний поэт деревни», поэму «Сорокоуст», драму «Пугачев» и стихотворение «Прощание с Мариенгофом».

В конце 1923-го года Анатолий Мариенгоф женился на артистке Камерного театра Анне Никритиной. В том же году между Мариенгофом и Есениным произошла ссора, и в дальнейшем их отношения должным образом не наладились, хотя попытки примирения были. В 1924-1925-м годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино. Позже начал писать киносценарии.

«В дни отсутствия Есенина я познакомился в шешс-невичской книжной лавочке с актрисой Камерного театра – Анной Никритиной (в будущем моей женой).

Мы разошлись с Есениным несколькими годами позже. Но теперь я знаю, что это случилось не в двадцать четвертом году, после возвращения его из-за границы, а гораздо раньше. Может быть, даже в лавочке Шерше-невича, когда впервые я увидел Никритину».

Утром 28-го декабря 1925-го года Сергей Есенин был найден мертвым в номере ленинградской гостиницы «Англетер». На другой день известия о его смерти опубликовала газета «Известия».

Похороны Сергея Есенина состоялись 31 декабря.

«Я плакал в последний раз, когда умер отец. Это было более семи лет тому назад. И вот снова вспухшие красныевеки. И снова негодую на жизнь».

У Мариенгофа и Никритиной родился сын Кирилл, который покончил с собой в 1940-м году по неизвестным причинам. В 1928-м году вместе с семьей Мариенгоф переехал в Ленинград, где и прожил до самого конца жизни.

В том же году в берлинском издательстве вышел роман Мариенгофа «Циники». Публикация романа, а также следующей книги «Бритый человек», вышедшей в том же издательстве в 1930-м году, принесла Анатолию Мариенгофу немало неприятностей, писатель был подвергнут травле в СССР: творчество Мариенгофа характеризовалось как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции».

В июне 1941-го года Мариенгоф пришел на Ленинградское радио, где читал баллады и очерки в стихах. Вместе с Большим драматическим театром Мариенгоф и Никритина были эвакуированы в Киров, где прожили около трех лет, а затем вернулись в Ленинград. В послевоенное время против Мариенгофа была развернута травля. В 1948-м году Мариенгоф написал пьесу «Суд жизни» в духе борьбы с космополитизмом, но к постановке ее не приняли.

В 1953-1956-м годах Анатолий Мариенгоф написал автобиографическую книгу «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги». Именно в ней он рассказал о детстве и юности в Пензе, создал портрет своего ушедшего друга – поэта Есенина. Умер Анатолий Мариенгоф 24-го июня 1962-го года. Это был его день рождения по старому стилю. Похоронен поэт-имажинист в Ленинграде на Богословском кладбище.

Существует мнение, что Мариенгоф развратил Есенина, так как был воплощением разврата и худших сторон богемы, что именно он спаивал поэта-хулигана. Но поэт-имажинист Рюрик Ивнев говорил, что «отношения Есенина с Мариенгофом до появления Дункан – самый здоровый период жизни Есенина». И факты говорят о том, что это было именно так. Время дружбы и совместной жизни Есенина и Мариенгофа приходится на 1919–1921 годы. Они поселились вместе в Москве в одной комнате в Богословском переулке. Ни о каком пьянстве не было и речи. Как вспоминает одноклассник Мариенгофа по гимназии, однажды он оказался третьим на дне рождения Есенина. И у них даже не было вина.

Источник цитат: Анатолий Мариенгоф «Роман без вранья. Циники. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», издательство «Художественная литература», Ленинград, 1988-й год.

Источник фото:www.liveinternet.ru


Тэги: Анатолий Мариенгоф: лучший друг Есенина жил в Пензе. Часть 2, Анатолий Мариенгоф: лучший друг Есенина жил в Пензе. Часть 1, Пенза, Пенза Онлайн, Пензенская область, Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, поэт, имажинизм, литература, культура, искусство, история, исторический экскурс, мемориальная доска, стихи, путешествие, книги, Иван Старцев, Виталий Усенко, Москва, Николай Бухарин, ВЦИК, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, метафора, Анна Никритина, киносценарий, смерть, роман Циники, книга Бритый человек, СССР, творчество, Ленинград, театр, автобиографические книги, Дункан

3
Коментарии (1)
Предыдущие комментарии
Чернова Алина
21 Февраля 2017
Регистрируйся в Казино "Вулкан" www.casinovulk.com и получи 1000 фриспинов!

Добавить комментарий
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
0
rrrr rrr
dfdfdfdfd
0
rrrr rrr
dfgdfgdf
dfgdfg
0
rrrr rrr
qwqwqw qwqwqw qwqwq