Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

История храмов: Тюрьма в Воскресенской церкви

25 Августа 2016
Елена Качурина

Сколько их на Руси, разрушенных практически до самого основания, «плачущих» храмов! Чего только не претерпели они в богоборческие времена. Если дома Божьи окончательно не удавалось стереть с лица земли, то для них мгновенно придумывали различные предназначения. Так, многие вспомнят, что на месте прекрасных возвышающихся церквей, часовен и соборов размещались машинно-тракторные станции, клубы, конюшни, зернохранилища и склады. Храм Воскресения Словущего, одного из самых старейших в Пензе, ждала более трагичная судьба.

До 1930 года в трехпрестольной церкви, называвшейся в честь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме или Воскресения Словущего, проводились богослужения. Затем данное помещение стало служить совсем для других целей — в ней находился склад для хранения секретных документов, который долгое время охранялся вооруженными солдатами.

В 1940 году власти нашли храму другое применение. Недолго думая, на этом святом месте, намоленным не одним десятком поколений, расположили самую настоящую тюрьму из-за близости железной дороги.

Вскоре от старинного величественного храма, в котором хранилась одна из наиболее почитаемых святынь города Пензы, — чудотворная икона Христа Спасителя, не осталось и следа. Первый удар на себя приняла колокольня: человеческими силами разрушить ее было просто невозможно, поэтому решили воспользоваться техникой. Таким образом, от паровоза к колокольне прицепляли тросы, и он медленно по железной дороге набирал скорость, разрушая строение.

Так за несколько дней от колокольни осталась только огромная груда кирпичей. Этот строительный материал оказался здесь совсем кстати, так как начал активно использоваться при возведении тюремных камер.

По словам исследователей, на одной стороне храма располагались женские камеры, на другой – мужские. В каждой камере были нары в три яруса. Именно через эту тюрьму прошло много людей: в ней содержалось по 500-700 человек в сутки. Больше двух недель здесь заключенные не задерживались, их отправляли далее по этапу.

Рядом с храмом Воскресения Христова (так он теперь называется) сейчас находятся частные гаражи железнодорожников и станция технического обслуживания автомобилей, которая тоже располагается в одном из бывших тюремных помещений. Владельцы гаражей неоднократно рассказывали, что при возведении фундамента им постоянно попадались человеческие кости, которые они машинами вывозили отсюда.

Ничего в этом удивительного нет, ведь многие родственники заключенных вспоминали, что именно в этом месте находился большой ров, куда бросали трупы погибших или умерших поселенцев данной пересыльной тюрьмы. До сих пор эти исторические факты подтверждаются земляными работами, которые время от времени ведутся на территории храма.

На месте нынешнего алтаря, главного придела церкви, когда-то была одноместная камера-карцер, предназначавшаяся для особо провинившихся заключенных. Эта комната отличалась от других забетонированным полом и довольно-таки высоким порогом.

Данные условия были выполнены для того, чтобы весь пол карцера был заполнен водой, которая попадала сюда через специально сделанное отверстие на крыше. Откидные же нары утром прикреплялись к стене. Таким образом, человек на протяжении всего дня должен был стоять в воде, совершенно не присаживаясь. На ночь нары откидывали, и узник мог ложиться. Но и это маленькое удовольствие не могло облегчить жизнь арестованного, так как ширина нар составляла всего 40 сантиметров, а длина 1,5 метра. На этом «спальном» месте вряд ли можно было полноценно отдохнуть.

Со времен крестной смерти Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего человечества, в Православной Церкви совершается только бескровная жертва. И всякое пролитие крови не допускается в храме, где она приносится. В Воскресенской же церкви, превращенной в советское время в тюрьму, были попраны и Божьи, и человеческие законы.

Пересыльная тюрьма в здании Воскресенского храма действовала до 1 мая 1955 года. Далее это помещение было передано на городской баланс, в котором располагались склад центрального универмага, близлежащего завода «Исток», овощехранилище. И лишь в 1998 году практически совершенно разрушенный храм вернули Пензенской епархии.

Вот такая трагическая участь постигла храм Воскресения Словущего, деревянная церковь которого появилась еще задолго до основания крепости Пензы. Храмовый комплекс мог поистине считаться историческим памятником архитектуры нашего города, а сама территория церкви — самым намоленным местом, куда собирались верующие на протяжении нескольких веков.

А как все начиналось…


Первая деревянная Воскресенская церковь была построена в существовавшем здесь Черкасском остроге. Об этом историческом факте свидетельствует сочинение «О начале распространения христианства в пределах Пензенской епархии» протоиерея Федора Петровича Островидова.

В нем автор пишет: «Пенза была построена и населена в 1666 году. Что касается до церквей собственно епархиального города Пензы, то первая и самая древняя церковь здесь была Воскресенская, находившаяся вблизи того места, где ныне существует каменная, тоже Воскресенская церковь — в слободе, называемой, Черкасскою.

В построенной книге города Пензы о сей церкви между прочим сказано, что до населенья города Пензы, на левом берегу Суры, при впадении в оную реки Пензы, быль один только острог, составлявший небольшую слободу, населенную служилыми людьми — Черкассами. В слободе сей была сначала одна только маленькая Воскресенская церковь, а потом другая —- Архангельская, обе деревянные с таковыми же колокольнями».

При сих церквах были два священника Лука Стефанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячек Григорий Вавилов, пономарь Пахом Стефанов и просвирня Устинья Андреева. Из сего видно, что церковь Воскресенская, бывшая в остроге, много древнее самою города Пензы.

Позднее рядом с Воскресенской церковью появились деревянная Архангельская и отдельно стоящая колокольня. В 1785 году была дана храмозданная грамота на построение вместо них каменной церкви во имя Обновления храма Христова Воскресения с приделом Архистратига Михаила, а в 1789 году было разрешено прибавить к этой постройке еще один придел — во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В 1790 году храм был полностью построен, но уже к началу 19 века трапезную пришлось расширять. В 1852 году ее вновь разобрали и возвели уже более крупных размеров, в это же время и была построена новая колокольня.

В 1874 году в связи с проведением близлежащих железнодорожных путей церковь из-за ветхости трапезных сводов была закрыта, вместо нее на Ярмарочной площади предполагалась построить новую Воскресенскую церковь.

Однако пока шло строительство, старую церковь решено было не сносить. К ее оставшейся части на средства известной пензенской благодетельницы, вдовы статского советника Марии Киселевой в 1883-1884 годах была сделана пристройка. И в храме вновь начались богослужения, которые продолжались здесь до злосчастного 1930 года.

Источник фото: http://xn----7sbbracknn1actjpi5e2ih.xn--p1ai/

Тэги: История храмов: Тюрьма в Воскресенской церкви, Пенза, Воскресенская церковь, Пензенская епархия, Киселева, храм Воскресения Словущего, церковь, в храме располагалась тюрьма, Пензенская область, чудотворная икона Христа Спасителя, история, памятник архитектуры, памятники, архитектура, Успение Пресвятой Богородицы, придел Архистратига Михаила, колокольня, железная дорога, камера, карцер, заключенные, пересыльная тюрьма, Федор Островидов, сочинение О начале распространения христианства в пределах Пензенской епархии, Черкасский острог, крепость Пенза, трапезная, паровоз, храм Воскресения Христова, улица Урицкого, храм, тюрьма, Русь, богослужение, икона, храм Воскресения Христова, земляные работы, Православная Церковь, закон, епархия, остроги, строительство

23
Комментарии (0)
Добавить комментарий